Как удержать внимание детей на уроке: 3 рабочих кейса из практики учителя

No items found.

Ох, сколько же есть дежурных фраз у учителей, когда они делают замечания вон тем ребятам с задних парт. «Так, камчатка, слушайте внимательней!» и тому подобные. А те, на «камчатке», и слушали бы внимательней, да вот только они заняты поглощением еды или распитием газировки «Байкал», или что-то вроде того. И в гробовой рабочей тишине класса можно услышать, как раздается скрип молнии на рюкзаке, а после него следует оглушительный шелест открывающейся пачки чипсов.

СОДЕРЖАНИЕ:

Кейс №1. «Принять административные меры или отнестись по-человечески?»

Кейс №2. «Создать рабочие пары и распределить по классу»

Кейс №3. «Посадить сильного и слабого ребенка вместе»

В педагогической практике учителя достаточно часто ходят на уроки к своим коллегам: набраться опыта, посмотреть, что и как можно преподнести, вдохновиться и внести что-то, чего раньше в предмете не было. Об этом, кстати, напишу, но в другой статье. Как вы могли догадаться, универсального способа работать с такими группами нет, но мы же любим придумывать ходы? Так давайте вместе разберем конкретные способы активизации внимания учащихся!

Кейс №1. «Принять административные меры или отнестись по-человечески?»

Я нахожусь на ознакомительном уроке в новой школе и попадаю на занятие по русскому. Взял стул. И вместо того, чтобы сесть рядом с ведущим учителем, я ушел за последние парты. Во-первых, обзор ничуть не хуже, чем спереди. Во-вторых, не мозолишь лишний раз глаза детям, и в какой-то момент они забывают о твоем присутствии, и становятся более естественными.

Так вот, дети получили задание на 10 минут: написать сочинение на тему «А вдруг это неправда?». Кто-то усиленно пишет. Вот пара девочек за первой партой что-то пробуют обсудить, но учитель их быстро прерывает и напоминает, что работа индивидуальная. Вот мальчик со второй парты третьего ряда пробует подсмотреть в словарике с прошлого урока правописание слова, но также терпит неудачу, ибо пойман с поличным.

А какова ситуация с теми, кто сидел за задними партами?
Последняя парта первого ряда — пара парней тихо дурачится, рисует какие-то рисунки и передаёт вперед. Они же подъедают картофель фри с кетчупом, даже умудрились сделать за время самостоятельной работы небольшую чашку из крышек бутылки. Мальчик за последней партой центрального ряда читает книжку и из-под полы достает конфеты, которые с успехом трескает. Еще двое ребят за задней партой третьего ряда играют в точки.  

В чем тут проблема? Как заинтересовать учеников на уроке? Дети не сосредоточены? Или им не интересен предмет? Или они недоедают за время перемены?

На самом деле, в этом вопросе разбираться нужно вторым шагом.

Первым действием должна быть реакция на их «правонарушение». Если что-то запрещено уставом школы, например, то реакция должна быть формальной, например «на уроках есть нельзя!».

Если же такой строгости нет, то можно подключить «человеческий фактор»: что-то вроде, «я понимаю, вы голодны, но меня расстраивает, что… (далее по смыслу)». Или: «если вам не хватило общения за перемену, то я бы попросил вас удалиться, так как ЛИЧНО мне ваши разговоры мешают» и отправить в коридор до завершения трапезы или беседы.

Согласен, выглядит манипулятивно, но нам нужна живая реакция от детей. Ошибкой учителя в данном случае была работа только с видимой группой — той, которая находилась в поле его зрения, и фокус урока был сосредоточен на детях первых двух-трех рядов.

Как же расширять это поле и фокус? Методов тут может быть много. Самым действенным является хождение по классу, когда вы даете самостоятельную работу. Дети должны видеть, что вы есть в любой точке класса и в любой момент времени. Хотя вы можете придумать и свои способы организации внимания на уроке, главное, включать всех детей в процесс и не забывать ни про кого.

Кейс №2. «Создать рабочие пары и распределить по классу»


Ситуация была у меня в одном из классов, в которых я работал. Дети 12-13 лет, седьмой класс, и эта группа была наиболее зависима от телефонов. Уже нет такого тотального контроля со стороны родителей, как раньше, но и умения вовремя остановиться у них еще не возникло. Телефоны, умные часы, планшеты становятся очень важной и неотъемлемой частью их жизни.

Мальчик, сидевший за задней партой, постоянно проводил время в телефоне или в часах (что он в них делал, я уже не знаю). При этом, в это была включена соседка по парте. Оба сильно выпадали из процесса. И, если у него были хорошие задатки, и он мог быстро наверстывать упущенное, то для девочки это стало очень серьезной проблемой.

Какие шаги следовало бы применять, чтобы заинтересовать учеников? Это большой вопрос для обсуждения. У нас в школе принято придумывать не один, а несколько вариантов решений и пробовать до тех пор, пока не сработает.

Сначала я заменил их парту с глухой стеной на парту без стенки. То есть, теперь, когда он опускал руки с телефоном под парту, мне всегда все было видно.

Вот она, победа, думал я, но дети такие же изобретатели, как и взрослые. Тут началась военно-спортивная игра «кто кого обхитрит». В ход пошли пеналы, которыми он прикрывал телефон, кофты с длинным рукавом для смарт-часов, мелкие наушники, головные уборы и много чего еще.

Меня осенило, что это все следствие другой проблемы, неувязка в том, что ребенок просто был не в поле урока, а когда ты не в поле, то ты ищешь способы себя занять или развлечь. Вот что я сделал, чтобы активизировать внимание учащихся на уроке.

Я принял решение сделать массовую пересадку в классе и понаблюдать, что же будет происходить. В течение следующих 2-3 уроков я выделил для себя активных детей, которые задавали рабочую атмосферу в классе. Их у меня набралось примерно 12.

Дальше я сформировал пары и распределил их равномерно по всему классу. Получилось по две пары на каждый из трех рядов, при этом активные ребята сидели и за последними партами тоже. Это помогло мне не только держать внимание детей на уроке, кто сидел спереди, но и на тех, кто был сзади, так как они все время тянули руки.

Постепенно отвлекающиеся дети (и мальчик с гаджетами в том числе), начали включаться. Для усиления эффекта детей, которые меня беспокоили больше всего, я сажал ближе к себе, чтобы по ходу мониторить все записи и конспекты в их тетрадях. Спустя месяца три дети подтянули предмет и расфокуса стало куда меньше.

Еще важная вещь: такие группы необходимо перемешивать, как только в какой-то локации начинаете замечать застой или ухудшение в результатах. Это нужно и сильным детям в том числе.

Если это такой действенный способ, то почему им не пользуются все подряд?

Причин несколько:

  • это требует колоссальных усилий от учителя;
  • в школе должно быть разрешено сажать детей так, как считает предметник на своих уроках;
  • детей надо знать очень хорошо и следить за их результатами на КАЖДОМ уроке.

Кейс №3. «Посадить сильного и слабого ребенка вместе»

Мой класс — это дети, которые достаточно рано определились с путем развития и областями, которые доставляют им удовольствие.

Так, несколько лет назад, когда они были в 8 классе, у многих из них возникли проблемы с различными предметами: Т. перестал понимать, что происходит на уроках истории, Н. не смогла разобраться в азах химии, Ю. столкнулся с трудностями в алгебре и геометрии, а М. совсем перестал понимать биологию, и так далее.

Детей своих я знаю очень хорошо, и это не было вопросом лени или отсутствием внимания, это было связано с тем, что после 7-го многие предметы претерпевают качественные изменения в содержании и в том, как их нужно вести в школе.

Действительно, отстающие дети — не новость. И на ближайшем педсовете, где учителя озвучивали вопросы по успеваемости, нашими общими усилиями был придуман следующий способ: выделить не только слабые, но и сильные стороны ребенка, ведь не может быть ребенок слаб во всех областях. Есть же среди них те, кто хорош хотя бы в одном предмете?

Мы получили, что тот же Т. был очень силен в физике и химии, Н. был сильна в гуманитарных областях, Ю. показывал высокие результаты на биологии, а М. уже в восьмом классе был сильным математиком и программистом. После этого я, как классный руководитель, собрал всю информацию у себя и свел это в таблицу, в которой строки занимали дети с их сильными и слабыми предметами, а столбцы — это были сами предметы.

Далее, на пересечениях я вписывал фамилию ученика, которого на этом уроке надо сажать вместе с кем-то из класса. Получилась таблица, где на биологии и математике Ю. и М. сидели вместе, Т. и Н. на физике и истории так же оказывались за одной партой.

При это учителям была дана инструкция, что, если конкретные дети на уроках обсуждают тему, то им можно не запрещать. Тогда Т. помог Н. вытянуть физику, Н. помогла Т. разобраться с историей, Ю. помог с биологией М., а последний, в свою очередь, улучшил результаты Ю. в алгебре и геометрии.
Работа скрупулезная, и для ее реализации нужно много наблюдать за детьми, общаться с ведущими учителями на тему их успеваемости, но на то классный руководитель и нужен, чтобы максимально помогать и улучшать результаты своих учеников.

Сейчас они заканчивают десятый класс, и многие учителя хвалят детей, в том числе и в тех областях, в которых еще два года назад у них были провалы. Ю. сейчас сделал проект по биологии с очень мощным элементом математического моделирования. Н. сделала проект в смежных областях: биология и физика. Т. сдал переводной экзамен по истории в 8-м классе, а М. написал программу решения биологических задач по генетике.

И это, коллеги и родители, самое ценное, чем они могли отплатить!

Специальный автор iSmart: Дряев Азамат Анатольевич - методист по окружающему миру платформы iSmart, Магистр Биологических наук, МГУ.

Читайте также:

Топ-5 советов учителю: что делать, если ребенок выпадает из учебного процесса на уроке?

Научите ребёнка учиться, пока не поздно

Индивидуальный подход в обучении детей: мечта или реальность?

Спасибо! Ждите от нас писем 📧
Упс, что-то пошло не так 😢
Читать больше новостей