***
любила зоя гражданина
который зою не любил
отсюдова страниц пятнадцать
удачных зоиных стихов
***
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
***
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Что общего у всех этих отрывков? В них есть рифма (хоть для стихов это и совсем не обязательно), и они по-своему мелодичны. Если вы прочтете их вслух, вы ощутите ритмику звучания.
2
47
341
18
14
8
15
4
4
1
42
378
Полная бессмыслица, но напоминает стихи Владимира Владимировича Маяковского, не так ли? Это потому, что мы воспользовались ритмикой одного очень известного его стихотворения. Какого — вы узнаете в конце статьи, хотя наверняка уже догадались. Сам Маяковский, кстати, к услугам традиционных стихотворных размеров прибегал очень редко, предпочитая акцентный стих.
Перейдем к делу. Определение стихотворного размера — вещь сложная и муторная, так что я научу вас делать это нетрадиционным и куда более простым способом, как раз с помощью ритмики. Но сначала немного теории. Запаситесь терпением.
Нам понадобятся два определения.
Стопа — это группа слогов, один из которых ударный, остальные безударные. Стопа — своего рода мельчайшая неделимая единица стиха, своеобразный «атом».
Стихотворный размер — это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Стихотворные размеры бывают самые разные, но мы рассмотрим два очень популярных в российской поэзии. Это двусложные размеры:
Подберем стопам этих размеров «слова-индикаторы»:
Для ямба это будет слово «делА» — ударение на второй слог, слово двусложное, как и размер.
Для хорея «мАма» — ударение на первый слог, слово двусложное, как и размер.
Как нам понять, в каком размере написан этот отрывок стихотворения из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, не считая слогов и не расставляя ударений?
«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»
Подставим под первую строку «слова-индикаторы»:
Высокой страсти не имея,
мАма мАма мАма мАма
Звучит гармонично? Совсем нет. Значит это не хорей.
Высокой страсти не имея,
делА, делА, делА, делА
Совпадает ритм? Да. Это ямб. Мы использовали стопу ямба (слово «дела») 4 раза — это четырехстопный ямб.
Попробуем еще раз, теперь у нас в примере стихотворение М.Ю. Лермонтова:
«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит»
Пробуем:
Выхожу один я на дорогу;
мАма мАма мАма мАма мА
Последняя, пятая «мама» у нас обрезана, но тем не менее, ритмика совпадает и это пятистопный хорей. И еще раз.
Стихотворение-«пирожок» из начала статьи — это пример современной сетевой поэзии, которая подчиняется своим правилам. Отсутствие заглавных букв, знаков препинания и строго определенный стихотворный размер. Давайте выясним, какой.
любила зоя гражданина
мАма мАма мАма мАма
Да, это четырехстопный хорей. Вот вы и научились отличать ямб от хорея!
*А «цифровое стихотворение» написано в ритмике стихотворения «Стихи о советском паспорте».
Специальный автор iSmart: Белова Кира Валерьевна, журналист, автор «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» на гуманитарные темы