«Сын родился с диагнозом «аутизм». Человек, который никогда не сталкивался с этим диагнозом, плохо представляет, как это тяжело, когда у тебя «особый» ребёнок. Когда пришло время идти в школу, оказалось, что в России, к сожалению, нет каких-либо современных и эффективных методик обучения таких детей. А обычная средняя школа, даже очень-очень хорошая, ребёнку с аутизмом подходит плохо… Поэтому обратились к зарубежному опыту.
Нашли в США команду психологов, которая занимается поведенческим анализом. Учёные рекомендовали заниматься с ребёнком на образовательной платформе, в основе которой заложен принцип микрообучения (разбивание объёмных учебных тем на небольшие блоки, которые легко усваиваются учениками). Вообще, такие платформы используют для обучения обычных детей, но этот подход, как оказалось, позволяет получать, стабилизировать и закреплять знания и навыки даже у детей с аутизмом.
С ребёнком стали заниматься на платформе каждый день: два раза по 15 минут. Занятия ему нравились, потому что воспринимал он их скорее как игру, чем как учёбу. Через два-три месяца увидели первые результаты. Так постепенно ребёнок стал решать задачки и примеры всё легче, а потом щелкать их как орешки. Сейчас он лучший ученик в классе по математике в обычной средней школе».
Видя, как прогрессирует сын, Катя стала заниматься на образовательной платформе и с дочерью, у которой в начальной школе появились проблемы — снизилась успеваемость.
«Сначала выяснили, почему оценки в дневнике стали ниже. Оказалось, что есть пробелы в знаниях. Что-то недопоняла, на следующем уроке из-за прошлого пробела не поняла новую тему, а потом снова и снова. Пробелы растут от урока к уроку, цепляются друг за друга, оценки ниже, новые темы не усваиваются».
Основные причины, по которым возникли проблемы:
Прежде всего это индивидуальные особенности ребёнка. Общий учебный темп ей просто не подходил. Девочка с трудом воспринимала и запоминала материал. И это не глупость. Просто у каждого ребёнка свой темп освоения знаний. Ей требовалось больше времени и повторений, чем это даётся в классе и в качестве домашней работы.
Кроме того, большое количество учеников в классе (около 30 человек) не позволяет учителю следить за тем, чтобы все поняли и довели новый навык до автоматизма (например, математическую беглость).
«У нас хорошие педагоги, но сам темп школьной программы и загруженность класса не позволяет им подстраиваться под каждого ребёнка. В результате из класса только 5 детей схватывают на лету и тянут школьную программу, на них и ориентируется учитель, остальные — плывут по течению и к началу средней школы всё ещё не владеют базовыми знаниями и навыками, — говорит мама Катя. — И с этим надо было что-то делать».
Что сделала мама:
подобрала в каталоге платформы задания для каждой темы по английскому языку и математике (других предметов на тот момент, к сожалению, не было);
Что в результате получилось? Итоги работы:
Несколько слов об опыте учителей в работе с платформой. Как это происходит?
Учительница даёт список упражнений на платформе по определённой теме: например, деление в столбик. Ученики в течение двух недель дома последовательно выполняют задания на платформе, доводя навык счёта в столбик до автоматизма. Платформа мгновенно проверяет задания и даёт обратную связь: в чём ошибка и как её исправить. Организация и контроль работы возлагается на мам. После того, как тема изучена, дети пишут на уроке контрольную. Те, кто получил низкие оценки, выполняют задания на повторение и сдают тест заново. В итоге учительница точно уверена, что все дети знают и понимают тему.
А что с платформами, основанными на игровых механиках?
Слово Кате: «Я сравнивала платформы, основанные на микрообучении и на игровых механиках. Честно говоря, предпочтительнее первые, потому что учебный контент должен быть в первую очередь учебным, а не развлекательным. Интересные задания, поданные в красивой форме, всё-таки лучше совсем игрового контента, где ребёнок просто не может отличить учёбу от игры и относится к занятиям несерьёзно».
На платформах с микрообучением:
Почему всё-таки образовательная платформа, а не репетитор?
Катя: «Конечно, мы искали и нанимали репетиторов, но не сложилось. Очень сложно найти педагога, который бы понимал конечную образовательную цель, не перекладывал ответственность за усваивание знаний на ребёнка и вообще не сводил занятия к выполнению домашнего школьного задания. Нет, в некоторых случаях этого вполне достаточно, но не в нашем. Я хочу, чтобы дети усваивали сто процентов программы».
Конечно, мама обращалась к репетиторам, но ей не удалось найти преподавателя, который бы:
Подводя итоги Катиной колоссальной работы, резюмируем вместе с ней:
Желаем детям успехов в учёбе, а родителям — большого терпения!