К слову, не все они являются уникальными и, тем более, рабочими, так как в них нет подробного описания ситуации с ребенком или специфики того или иного предмета, в связи с чем возникает и сомнение в их жизнеспособности.
В данной статье мне бы хотелось поделиться своим опытом и поговорить про вполне конкретную вещь, а именно — ступенчатость обучения. Что же это такое?
В тех же «интернетах» вы можете прочитать, что в психологии каждого человека существуют так называемые критические периоды развития. В эти моменты происходят существенные изменения в системе ценностей, восприятии реальности, оценки себя и окружающих у человека. И, к сожалению, больше всего таких периодов приходится на первые 20 лет жизни. Получается, что в промежутке от 0 до примерно 20 лет их около 5-6.
По словам Фрейда и Эриксона, известных психологов, занимающихся возрастной психологией, в каждом из этих этапов есть своя специфика того, как лучше взаимодействовать с человеком.
В работах Эриксона вполне четко выделены 8 стадий:
И еще 3 стадии, которые к данному материалу не имеют отношения.
Это касается и обучения в той или иной области. Тогда вопрос: можно ли создать какую-то универсальную систему или без индивидуального подхода сделать ничего нельзя?
Что из этого следует? Следствий, на самом деле, достаточно. Например, небольшие классы в школе — это хорошо, потому что:
На примере биологии я выделяю несколько подходов для разных возрастных групп, эквивалентных 6-9 классам общеобразовательной школы. В своем опыте я использую пошаговую форму работы с информацией:
в 10-11 лет мы учимся запоминать большие массивы данных (в основном — объекты живой природы);
В возрасте 10-11 лет дети еще плохо создают связи между объектами, с которыми не знакомы напрямую, и уж тем более, не способны создавать системы связей. В таком возрасте это удается сделать единицам. Поэтому я, если и не осуждаю, то считаю как минимум потерей времени такие попытки.
На мой взгляд, нагружать ребенка пятого класса большим количеством абстрактных понятий не просто не имеет смысла, а часто даже вредит ему, так как ребенок перестает удивляться красоте живой природы и материальным открытиям, тем, которые он может увидеть и пощупать. Этим самым мы нанесем сильный вред внутреннему естествоиспытателю.
Опыт показывает, что такие дети испытывают сложности в старшей школе, потому что привыкли к успеху, а понимания нет. Материал изучается на совершенно новом уровне, с новыми подходами, а навыка и энциклопедических знаний уже не хватает. Здесь он может справиться с этим с поддержкой родителей и помощью учителей. При этом мы должны осознавать, что это исправление ситуации, причины которой кроются в подходах обучения на разных этапах становления ребенка.
Разумеется, это подойдет не всем. Иначе я был бы лицемером. Ведь сложно собрать класс детей, у которых одинаковый психологический возраст, восприятие и жизненный опыт.
Этот подход не создал класс гениальных детей, но он однозначно помог выявить тех, кто точно сможет заниматься естественными науками. И, возможно, если учителя будут больше внимания уделять логике своего предмета и через предмет формировать восприятие мира/тип мышления, то, кроме исследователей естественного мира в классе ярко вспыхнут писатели, математики, изобретатели, практики и многие другие.
Специальный автор iSmart: Дряев Азамат Анатольевич - методист по окружающему миру платформы iSmart, Магистр Биологических наук, МГУ