Подростки — тот самый народ, для которых предки — дураки, ничего в этой жизни не смыслящие. Пофиг ему, что мать — писательница, автор учебников и преподает с 19 лет, уже 30 лет и 3 года...
Так чем же все же заслужила высокую оценку Политбюро?
–...когда она стала мне платить за прочитанные страницы, - изрек мой подросток.
–Ого! - подумала я про себя. - А ведь были сомнения. Когда-то я написала статью об этом. И были отзывы разные, но в том числе и такие: «Тогда без денег вообще ничего не будет делать: ни учиться, ни по дому помогать».
Я просто расскажу нашу историю и поделюсь своим опытом. А подойдет ли он вам, решайте сами.
Чем больше я преподаю индивидуально, тем чаще вижу — что для одного работает прекрасно, другому может не подойти.
Вот история нашего чтения.
Меня моя гениальная мама научила читать совсем рано — в игровой форме (как-нибудь я найду для вас ее записки — как именно она это делала), в 6 лет я уже бегло читала, даже сравнительно толстые книги. Начитала много. От этого и хорошая грамотность, и вкус к литературе, и чувство стиля. Короче, стала я потом писателем. А писатели вырастают только из читателей. Других путей я не знаю. Ну, и я, конечно же, хотела, чтобы и мой сынище зачитал рано и много.
Для этого, конечно, и буквы выучили чуть не во младенчестве, и кубики Зайцева подключили. Но одно дело — уметь читать, а другое дело — самостоятельно много читать. И вот ему 6, и 7, и 8. А он вроде и читает как-то, но совсем не так, как я бы хотела. Честно — завидовала даже тем мамкам, у которых мальчики уже читали безотрывно.
Наша няня из Молдавии сказала, что ее сын активно зачитал в 20 лет. Что мой, тогда восьми- или девятилетний, привел мне как аргумент. «Я бы хотела, чтобы ты начал несколько раньше», - ответила я и ввела монетизацию. За каждую страницу была назначена стоимость. Она зависела от размеров шрифта, картинки вычитались. С годами стоимость страниц уменьшалась. То есть в 3 классе за страницу я платила больше, чем в 5. Ну, конечно, человек же растет, читать ему все легче! «Совесть, сын! Совесть!» Но количество текста на странице все же учитывалось.
Были и «ключевые» книги. Какие-то поворотные. Которые особенно понравились и вдохновили читать дальше и больше. Первая — «Аня в Стране чудес». Это на самом деле «Алиса в Стране чудес» Л. Кэролла, но это перевод
В. Набокова, еще первый самый, когда имя Алиса — казалось слишком немецким, а шла I мировая... Вот эта-то книга моего ребенка и пробила (лет в 8). Он ее приволок из библиотеки и заобожал. Из наших, домашних, коих — тьма, залюбил особенно (лет уже в 10) «Робинзона Крузо» и «Старика Хоттабыча». Сама я читала ему П. Бажова — тоже, помню, очень нравилось.
Постарше с удовольствием читал «Хроники Нарнии» и Толкиена. Из современных полюбил Марию Парр — «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал».
Вообще, должна сказать, что такие поворотные, самые любимые книжки, которые, как ключиком открывают мир чтения, у каждого свои. Мне рассказывали, что моя книжка смешных страшилок «Крыса Земфира — мутант» для ребенка оказалась такой ключевой, «расчитательной». Забавно, что это был последний экземпляр, который я могла продать — у меня они кончились. И мама ребенка сомневалась, покупать или нет. Так вот, эта последняя книжка, которая вызывала сомнения, так удачно «выстрелила»! Чему я очень рада.
Вот прямо сейчас попробуйте вспомнить, какие книжки у вас в судьбе сыграли такую ключевую роль?
Я когда-то обожала «Три толстяка» Ю. Олеши и «О гномах и сиротке Марысе» М. Конопницкой.
Короче, наш результат. Сейчас сыну 16 с половиной. Перешел в 11 класс. Я, конечно, давно уже не плачу за страницы. Читает сам и много. Покупает книги. Даже сержусь иногда — дом и так книгами завален. Но есть какие-то, которые ему вдруг интересны. Много — по истории, по экономике. Ну, последнее, что он разыскал на книжных развалах и прыгает от счастья — «Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским». 1919 год издания! Мы этот текст проходили на филфаке когда-то... Можно даже и загордиться!
Что еще сейчас читает? Антиутопии, кажется. Дж. Оруэлла «1984» и «Скотный двор» давно прочел, а теперь О. Хаксли «О дивный новый мир». Пойду-ка спрошу.
Вот, сказал...
Ганс Гельмут Кирст «Покушение»; энциклопедия «История России, 20 век»; Борис Акунин «Царь Петр Алексеевич» (история России); Наринэ Абгарян «Манюня»; Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Загадочная история Бенджамина Баттона»... Ну, это так, за последнее время.
А что не будет помогать по дому без денег... Нет, у нас оплата была только за страницы. Когда нужно, помогает. И чем старше, тем лучше помогает. Так что — не волнуйтесь. Ваши вырастут тоже.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Автор: Татьяна Рик, писатель, автор весёлых учебников по русскому языку, педагог, психолог.