_«По статистике, с буллингом сталкивается каждый третий ребёнок. Каждый десятый — молчит о своей проблеме».
Председатель "Совета Матерей России", эксперт ОНФ Татьяна Буцкая_
Сначала давайте определимся с терминами. Непопулярность — это не травля, в каждом классе есть дети, которые не особенно популярны у одноклассников, они могут быть интровертами, тихонями по природе или иметь другие социальные группы за пределами класса. То, что на ребёнка мало обращают внимание, не значит, что его травят. Травля — это насилие.
«У нас били одноклассника. В шестом классе задирали и обзывали, в седьмом начали лупить каждый день: за школой, в кладовой, ставить подножки на лестницах. Большая часть класса, и я в том числе, не вмешивалась. Парень был из бедной семьи и довольно неприятный сам по себе, так что, как-то не сговариваясь, мы решили, что он «сам заслужил» и просто старались не обращать внимания, пока одна девочка не закрыла его от пацанов. Её пытались усовестить, что это не её дело и вообще, что девчонке не надо лезть в пацанские разборки».
Оксана, пользовательница платформы образовательной платформы iSmart.
«Буллер» или «Булли» — ребёнок, выступающий агрессором. Тот самый зачинщик и обидчик.
Травля в школе может принимать разнообразные формы.
Как писал Вадим Шефнер, «Словом можно убить, словом можно спасти…», и, добавим от себя, можно сделать очень-очень больно. Словесный буллинг в школе разнообразен, это могут быть как прямые угрозы и оскорбления, так и ироничные, внешне безобидные, но всё-таки травмирующие замечания. Словесную травлю сложно выявить, потому что у ребёнка обычно не бывает доказательств, да и взрослые зачастую реагируют фразой «Это просто слова», считая, что «обзывательства» не могут нанести серьёзный вред. Хотя достаточно вспомнить, как обидно было в детстве слышать от кого-то дразнилки, чтобы понять, что словами можно нанести значительный урон психическому здоровью.
_«В шестом классе меня начали дразнить из-за веса. «Жирная», «жиробасина», «мясокомбинат» и тому подобное. Я до сих пор помню, какого труда мне стоило пройти мимо любой группы людей, потому что я всё время ожидала оскорбления. Как-то бабушка очень мягко сказала мне, что пора начать следить за питанием, и у меня началась истерика. Сейчас я понимаю, что она действовала из лучших побуждений и не знала, что меня к тому времени затравили в школе до нервного тика, но тогда это был удар в самое сердце. Меня изводили в школе, я себя ненавидела, а теперь и самый родной человек присоединился к «врагам». У меня началось пищевое расстройство — анорексия, я сильно похудела, но мои обидчики просто сменили пластинку. Раньше я была «жирная, теперь стала «страхолюдина».
Ирина, пользовательница платформы iSmart._
Пинки, удары, шлепки, пощёчины, подножки, нежелательные или неподобающие прикосновения — всё это относится к физической травле. Это самая очевидная форма буллинга. Как правило булли (тот, кто травит) сильнее и крупнее сверстников и использует физическую силу как средство контроля и унижения одноклассников.
_«У нас в классе был такой «козёл отпущения» Серёжа. Ему регулярно перепадало от остальных мальчишек. Он был какой-то беззащитный, что ли. Знаете, с табличкой на лбу «Я не смогу дать сдачи». И парни его гоняли будь здоров. Я от этого всего в стороне держался, не хотел сам под раздачу попасть, но до сих пор помню, как было неприятно, когда они начинали его задирать, думал про себя “Да ударьте вы его уже, чтобы это всё кончилось”»
Игорь, папа Зарины, пользовательницы платформы iSmart_
Косвенная агрессия, социальный буллинг — это довольно неприметный вид травли, который сложно заметить со стороны, поскольку всё протекает внутри детского коллектива и, как правило, участники ситуации стараются не афишировать её. Игнорирование, сплетни, слухи, подчёркнутое пренебрежение, обманы, обидные выдумки — такая травля направлена на подрывание авторитета жертвы и понижение её социального статуса. Такой вид травли чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Булли могут демонстративно замолкать, пересаживаться в столовой подальше от жертвы, отказываться сидеть с ней на уроках, распространять про неё порочащие слухи и т. д. Чаще всего такой вид буллинга практикуют школьники 6-9 классов, но иногда и взрослые люди могут заниматься чем-то подобным на работе, изводя коллег.
Дети, подвергшиеся такой травле, редко обсуждают её с родителями ввиду «деликатности» темы. Этот вид буллинга примечателен регулярными проявлениями сексуальной агрессии. Она может быть как вербальной (оскорбления с сексуальным подтекстом, уничижительные и вульгарные комментарии, предложения заняться чем-то непристойным), так и физической (неподобающие прикосновения, манипуляции с одеждой). Чаще всего жертвами сексуальной травли становятся девочки, но и мальчики от неё не застрахованы. В старших классах распространён также сексуальный шантаж. Булли получивший или сделавший откровенное фото жертвы требует от неё услуг или денег под угрозой обнародования компромата.
Если раньше школьная травля ограничивалась временем, проведённым в школе, то в 21 веке ситуация изменилась. Дети часто используют интернет для того, чтобы обидеть или унизить друг друга. Такая травля называется «Кибербуллинг». Не последняя причина популярности такого вида травли — анонимность. Интернет предоставляет широкие возможности для отправки угроз, оскорблений или агрессивных сообщений, а анонимность облегчает процесс, в том числе и психологически. То, что в лицо сказать сложно, куда легче напечатать из-за деперсонализации собеседника. Обидчик не смотрит в лицо жертве, а плохо развитая эмпатия не позволяет ему в полной мере ощутить жестокость своих слов или действий. Именно поэтому кибербуллинг часто шокирующе жесток.
Распространённая фраза «Ну, это же дети, они всегда ссорятся» — тут не аргумент. Детский коллектив, в котором никто никого не травит это не фантастика, а реальность. Поэтому рассматривать буллинг и школьную травлю как «обыденность» в корне неверно.
Есть миф, что для того, чтобы стать жертвой травли надо быть «не таким как все». Слишком толстым, высоким, худым, умным или глупым, бедным, отличаться национальностью, стилем одежды, вкусами, в общем, противостоять в чём-то коллективу. Большой вклад в поддержание этого мифа вносят детские книги, где буллинг часто объясняется тем, что герой «особенный», не такой как все. В реальности жертвой школьной травли может стать абсолютно любой ребёнок. Одна из пользовательниц платформы iSmart рассказала нам, что в школе травила одноклассницу, потому что та… ей не нравилась, была какая-то слишком «никакая».
Буллинг — это проблема всей группы, поэтому, как правило, почти бесполезно «говорить по душам» с булли или пытаться возбудить в нём жалость к жертве. Необходимо повлиять на всю группу детей. Иногда педагоги просто не замечают происходящего, иногда не в силах повлиять на детей, но разбираться с буллингом должны взрослые, влияя на всех детей, а не только на булли и жертву. Наблюдение травли тоже может оставить глубокую травму, даже ребёнок выступает простым зрителем. Есть такой термин у психологов «травма наблюдателя». Лицезрение насилия, которому зритель не в силах помешать наносит ущерб психике.
Школа — это «подневольный» социум. Такой же как офис, армия или тюрьма. Дети в классе не выбрали друг друга, их собрали извне, чужой волей, «слепили» из них коллектив, в котором они привыкают жить, и трения в этом коллективе неизбежны, но травля — это не норма. Дети бессознательно копируют стиль поведения, принятый в социуме, и, если в школе легкая агрессивность — норма поведения, дети обязательно переймут её и доведут до абсолюта.
Часто педагог подталкивает класс к буллингу, сам об этом не подозревая, достаточно несколько раз обратить внимание детей на недостатки ребёнка, чтобы класс подхватил эту линию поведения. Некоторые учителя рассматривают такие методы как «воспитательные», не понимая, к чему они могут привести.
Педагоги способствуют возникновению травли чаще неумышленно, но благодатная почва для буллинга возникает, если в классе со стороны педагога приняты:
Способствующие буллингу факторы:
Часто взрослые совершают одну и ту же ошибку, начинают разбираться не с проблемой, а с тем «что не так» в жертве, пытаются понять и устранить причины, по которым возникла травля, объяснить ситуацию себе и окружающим или воздействовать на ситуацию «душеспасительными» беседами.
Причин возникновения школьной травли может быть множество, и на большинство из них извне повлиять не получится. Что может сделать мама девочки, которую травят, с тем, что семьи обидчиков неблагополучные, а юный булли воспринимает агрессию как нечто само собой разумеющееся? Подростковая травля подчас принимает страшные формы и понимание причин её возникновения мало помогает справиться с последствиями. Понизить уровень агрессии в социуме или разом перевоспитать всех детей не получится. Поэтому разбор причин, хоть и полезен с академической точки зрения, но проблему не решит. Важно понять, подвергается ли ребёнок травле, и в случае чего точно знать, как это прекратить.
Мы собрали небольшой чек-лист, который поможет вам понять, что ребёнка травят в школе, даже если сам он отрицает буллинг.
Время от времени все дети пытаются завести шарманку «А можно я сегодня в школу не пойду», но если ситуация повторяется систематически, то вероятно микроклимат в классе неблагоприятный и ребёнок чего-то опасается. Если привычные аргументы перестали работать, интерес к ещё недавно увлекательным занятиям исчез — это плохой признак.
Если ещё недавно ребёнок на ваше: «Как дела в школе?» начинал рассказывать об одноклассниках и надоевшей «математичке», а теперь систематически сухо бросает «нормально» и демонстрирует нежелание развивать тему, возможно в школе происходит что-то такое, о чём ему сложно говорить. Подростки обычно не горят желанием посвящать родителей в детали своего существования, но, если тон общения о школе изменился, насторожитесь.
Соматические проявления страха.
Частые болезни, нервное возбуждение, энурез, мигрени или боли в животе, исчезающие сразу после того, как получено разрешение остаться дома, это не всегда притворство, чтобы прогулять занятия. Так выражается у детей страх перед чем-то неприятным. Понаблюдайте за ребёнком, поговорите с ним о травле и о том, что она недопустима.
Снижение успеваемости.
Резкое снижение успеваемости. Когда школа превращается в испытание на прочность — не до оценок. Особенно внимательно стоит отнестись к резкому снижению успеваемости. Одно дело, когда ребёнок схватил пару троек, другое, когда хорошист превратился в троечника за месяц.
Заниженная самооценка.
Часто жертва буллинга винит себя в том, что происходит. «Меня бьют, значит я в чём-то виноват» — установка, которая встречается и у взрослых. Ребёнку противостоять ощущению собственной неполноценности, когда социум отвергает его, много сложнее. Прислушайтесь к тому, как ребёнок говорит о себе, какие выражения использует описывая себя.
Что делать родителю, если ребёнка травят в школе?
Поговорить с педагогом, психологом, и администрацией школы
Не допускайте обсуждения в русле «такое случается, давайте не будем слишком волноваться». Ситуация есть, её необходимо решить. Не позволяйте отвлечь себя обсуждением причин или попытками переложить ответственность на факторы, которые нельзя регулировать. Сложная ситуация в семье обидчика, высокий уровень агрессии в обществе, обострённое детское восприятие конфликтов — это понятные и распространённые причины возникновения буллинга, но вам и ребёнку их осознание ничем не поможет. Ситуацию необходимо разрешить. По возможности фиксируйте беседы и решения письменно или на диктофон, ставьте конкретные сроки и обсуждайте не теоретические, а практические шаги.
Если разговоры не помогли, и вербальная или социальная травля продолжается.
Вам на помощь придёт административный кодекс Российской Федерации, часть вторая, статья 5.57. Если школа не может обеспечить ребёнку безопасность, то вы можете обратиться к юристам.
Если разговоры не помогли, а физическая травля продолжается.
Освидетельствуйте побои, как только дело станет серьезнее небольшого синяка. Ожог, систематически проявляющие ссадины, переломы — это поводы для обращения к силовым структурам за помощью. На этой стадии разговоры уже бесполезны, пора обращаться в полицию.
Школьная травля — это реально существующая проблема, с которой каждый день сталкивается множество детей, родителей и учителей. Мы надеемся, что для вас эта проблема навсегда останется теоретической, но собрали ссылки на полезные ресурсы, которые подскажут, как бороться с буллингом.
Лекторий образовательной платформы iSmart — образовательное пространство для родителей и учеников. Психологи и педагоги помогают разобрать сложные темы, выработать необходимые навыки и понять, что делать в сложных ситуациях. Особенно рекомендуем лекции «Сложный возраст», «Буллинг и кибербуллинг», «Сэлфхарм».
Для учителей:
Для родителей: