Буллинг — это травля, цель которой унизить жертву, принести моральные или физические страдания. Агрессор таким образом повышает самооценку, поддерживает свой авторитет в коллективе или проецирует личные проблемы вовне, «отыгрываясь» на том, кто не может дать сдачи. У буллинга много видов, не всегда травлю легко заметить со стороны.
Разнообразные физические проявления агрессии: пинки, шлепки, удары, порча имущества.
Словесные издевательства: дразнилки, обидные прозвища, оскорбления, грубость.
Не очень заметный со стороны вид буллинга, намеренное игнорирование ребёнка, социальная изоляция. К примеру, ребёнка сознательно не приглашают присоединиться к общему веселью, беседа затихает в его присутствии, никто не хочет делить с ним парту, ему дают понять, что он лишний, обрекая на одиночество.
«Грязные» намёки, оскорбительные высказывания, насильственные интимные контакты (прикосновения, шлепки).
Причиной для травли может послужить любой внешний признак: очки, веснушки, пластика тела, рост, вес, цвет волос.
Травля и запугивание в социальных сетях и мессенджерах.
Оскорбления, основанные на стереотипах, расовой нетерпимости, особенностях внешности.
«В совместном докладе ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и ООН за 2020 год отмечается, что около одного миллиарда несовершеннолетних по всему миру в возрасте от 2 до 17 лет в 2019 году столкнулись с какой-либо формой насилия (физическим, сексуальным или эмоциональным)».
Со стороны зачастую кажется, что в травлю вовлечены двое: агрессор и жертва. Агрессор — ребёнок из проблемной семьи, а жертва — тихий и мягкий, добросердечный малыш, чьи родители не обращают на него достаточного внимания. Таков распространённый стереотип, который, не так часто соотносится с действительностью.
Согласно исследованию фонда «Журавлик», дети бывших булли, часто идут дорогой отцов и тоже участвуют в травле, а жертва может оказаться робким ребёнком, но стереотипное восприятие мешает рассмотреть случаи реального насилия. Если физический буллинг легко опознать, потому что он оставляет явные следы (синяки, травмы, испорченные вещи), то более тонкие формы часто почти невозможно рассмотреть со стороны. Популярные в классе дети тоже могут быть жертвами «скрытого» буллинга, а инициировать травлю может и бывшая жертва, стремящаяся отвести от себя внимание.
Большинство исследователей выделяют несколько ролевых моделей для участников буллинга.
С негативными последствиями буллинга сталкиваются не только агрессор и жертва, но и все остальные участники. У жертв буллинга специалисты отмечают:
Дети, выступающие в роли свидетелей, получают негативный опыт, который не может не сказаться на дальнейшей жизни. Бездействие свидетелей — это не нейтралитет, ребёнку приходится сделать мысленный выбор: отрешиться от ситуации, обвинить жертву или поддержать агрессоров. Независимо от того, какой выбор сделан, потворство насилию и несправедливости отрицательно сказывается на психике ребёнка. Так или иначе, наблюдение буллинга плохо сказывается на успеваемости, восприятии добра и зла и формирует неверные жизненные паттерны.
Неправильная реакция ответственных взрослых на буллинг — ещё один фактор, способствующий усилению травм. Игнорирование проблемы старшими заставляет ребёнка усомниться в справедливости мира и его безопасности. В некоторых школьных коллективах педагог может даже поощрять буллинг в «воспитательных» целях, легитимизация насилия формирует у детей установку, что так и должно быть. Дети, наблюдающие насилие со стороны и бессильные что-то сделать, начинают воспринимать его как что-то само собой разумеющееся и в дальнейшем примеряют на себя роль жертвы или насильника уже во взрослых отношениях.
Проанализируйте свои ощущения, дым без огня возникает редко. Что именно в поведении вашего ребёнка натолкнуло вас на мысль о возможной травле? Часто родителей наталкивает на мысль о возможных проблемах резкое изменение привычного поведения ребёнка. Стал ли он хуже учиться, идёт ли в школу неохотнее обычного? Спокойно составьте список тревожащих вас признаков и сравните с нижеследующим:
По статистике дети чаще рассказывают о буллинге родителям, чем учителям. Спокойно поговорите с ребёнком, не отвлекаясь на собственные дела, выслушайте его, не перебивая, прежде чем делать выводы. Вероятно, ребёнок попытается уйти от беседы, тогда проявите мягкую настойчивость, расскажите о проблемах, с которыми вы сталкивались в школе, и пригласите его к открытому разговору:
Если выстроить разговор не получается, то попросите другого взрослого, с которым у ребёнка доверительные отношения. Если ребёнок отказывается идти на контакт, обратитесь за профессиональной помощью. В конце статьи есть список телефонов доверия и общественных организаций, занимающихся проблемами буллинга.
Любому родителю будет сложно поверить, что его ребёнок ведёт себя агрессивно по отношению к тем, кто не может дать сдачи. Однако важно помнить, что:
Книги:
Телефоны: